Консолидация активов: эпоха взросления рынка безопасности

21.03.2011

Задача ежегодного исследования, проводимого компанией Memoori, -- обобщить значимые статистические данные, описывающие размеры, формы и структуры охранных бизнесов. Под прицелом находятся три ключевых сегмента охранного рынка: контроль физического доступа, видеонаблюдение и охранно-пожарных сигнализации. Анализ этих данных, возможно, позволит выявить актуальное пространство для развития. А выражается оно в слияниях, поглощениях, альянсах и инвестициях мирового масштаба.

Нельзя не упомянуть те коммерческие и технологические тенденции, которые определяют будущую форму охранных бизнесов. Эти тренды -- есть причины так полагать -- определят направление инвестиций в 2011 году и в более отдаленном будущем.

Развитие бизнеса с помощью поглощений и альянсов

2010 год был знаковым годом для отрасли технической безопасности. Хотя экономика была ослаблена кризисом, рынок рос, а к его игрокам вернулась уверенность в завтрашнем дне.

Отрасль снова стала привлекать частные инвестиции. Более того: слияния, поглощения и альянсы между поставщиками обеспечили взрывной рост рынка.

По проведенной компанией Memoori оценке, в 2010 году объем мирового рынка электронного охранного оборудования, выраженный в ценах производителей, составил $18,67 млрд.  Это на 4-5% выше показателя 2009 года, но все же незначительно уступает отраслевому пику, достигнутому в 2008 году.

Львиную долю объема продаж 2010 года составили продукты, связанные с видеонаблюдением. Охранное видео отвоевало себе 47,5% -- это на 4,5% больше, чем в предыдущем году. Удельные объемы продаж охранно-пожарных сигнализаций и систем контроля доступа набрали 29,5% и 23% соответственно.

Несмотря на общий подъем отрасли, продажи систем контроля доступа выросли незначительно, а рынок охранно-пожарных сигнализаций -- более того -- продолжил сжиматься. Хорошо себя чувствует только видеонаблюдение -- если делать некоторую поправку на тяжелые экономические условия последних трех лет.  

Это стабильный рынок, многие игроки которого преуспели в поставке электронного оборудования для промышленного и коммерческого секторов. Поэтому в 2010 году мы наблюдали волну поглощений и инвестиций, которая, согласно прогнозам, продолжится в ближайшем будущем.

В течение последних трех лет существенно изменилось географическое распределение продаж охранного оборудования.

По сравнению с 2005 годом в Китае более чем вдвое вырос объем покупок продуктов для физической безопасности: теперь китайский отраслевой рынок составляет 11% от мирового. Другие бурно растущие рынки в Азии, Центральной и Восточной Европе и Южной Америке развиваются с похожей динамикой.

Без сомнения, эта тенденция сохранится. И к концу десятилетия Китай, вероятно, станет крупнейшим изолированным отраслевым рынком.

Слияния и поглощения: с 2010 до 2015 года

Объем завершенных в 2010 году сделок по слиянию и поглощению составил $7,98 млрд -- это почти на 75% больше, чем было в 2009. Более того, это самое высокое значение за всю историю отрасли: оно на 28% превышает рекорды 2005 и 2007 годов.

Однако, количество сделок увеличилось совсем незначительно. Причина повышения объема в денежном выражении кроется, во-первых, в возросшей исходящей стоимости, а во-вторых, в заключении нескольких сделок, существенно изменивших отраслевой пейзаж. Три наиболее крупные из них в сумме имеют объем в $4,3 млрд.

Движущая сила роста рынка физической безопасности -- стремление предоставлять конечным пользователям такие продукты и услуги, которые позволят им повысить продуктивность, и которые будут рентабельны. Один из актуальных путей осуществления этого -- конвергенция с информационными технологиями и внедрение интегрированных решений.

Многие компании решаются на приобретение компетенций, которые позволят им успешно справиться с задачей создания таких систем. Это одна из основных причин всплеска слияний и поглощений.  

Очевидный пример такого явления связан со спросом системы, объединяющие в себе физическую безопасность, менеджмент идентификационных сущностей и биометрию. Несколько крупнейших поглощений ушедшего года вытекают из этого тренда. Концерны HID Global, 3M и Hewlett Packard в последнем квартале 2010 года "покупали по-крупному".

Можно выделить 17 существенных сделок, в которых принимали участие инсталляторы и операторы систем пультовой охраны. Их общий объем составил $4,18 млрд. В 2010 году этот сегмент рынка привлек 52% общего объема трат на поглощения.

Волна поглощений на рынке пультовой охраны

Кажется удивительным, что пультовая охрана -- консервативный и сильно фрагментированный сегмент охранного рынка -- испытала такой всплеск поглощений в 2010 году.

На первый взгляд, пультовая охрана -- "дойная корова" сферы технической безопасности. Островок стабильности среди штормов современной экономики -- выгодный актив для вложения средств. Но это лишь одна из причин.

Попробуем копнуть чуть поглубже. Охранные провайдеры интегрируют различные сервисы через предоставление единых облачных (SaaS-) платформ. Такая модель обслуживания позволяет оказывать более разносторонние и экономически более эффективные услуги, и такая схема хорошо работает и на домашнем, и на коммерческом рынке. 

Нужда к безотлагательному расширению, без сомнений, -- мощнейшая движущая сила консолидации рынка.

В течение последних 12 месяцев мы стали свидетелями важных вех этого процесса. В январе 2010 года компания Tyco приобрела фирму Broadview Security за $3 млрд. Затем, в апреле, GTCR купила Protection One, потратив на это $828 млн.

Далее, в сентябре компания Safran вложила $1,1 млрд в покупку L1-Identity Solutions. Наконец, в декабре Monitronics была поглощена компанией Ascent Media Corp, и сумма этой сделки составила $1,2 млрд.

Стоит отметить, что вне рынка пультовой охраны поглощения не проводили "киты" охранного рынка. Например, Schneider Electric, UTC, Honeywell и Bosch не покупали в 2010 году никаких охранных бизнесов, зато компании с более узкой специализацией --Safran, L-3 Communications, FLIR и 3M -- завершили ряд крупных сделок.

2010: пьеса, которую сложно сыграть второй раз

Чтобы темпы консолидации рынка сохранились в будущем на уровне 2010 года, должны произойти слияния или поглощения самых больших производителей…  and their numbers are depleting.

Как бы то ни было, некоторые эксперты полагают, что сегодняшние темпы консолидации сохраняться в течение самых ближайших лет. Не в последнюю очередь об этом говорит то, что в игру еще не включились самые крупные из игроков. Тем не менее, некоторые крупнейшие компании озвучивали свои намерения совершить ряд сделок в недалеком будущем.

К примеру, представители корпорации UTC публично озвучили планы компании по расширению путем поглощений, и сейчас уже прошло больше года со времени "сделки века" по покупке концерном охранно-пожарного подразделения General Electric.

Компания Tyco выделила $500 млн на покупку компаний в Индии, Бразилии, на Ближнем Востоке и в Китае. С помощью этих сделок корпорация планирует форсировать собственный рост в этих регионах.

Принимая во внимание эти факты, можно утверждать, что производители охранных продуктов продолжают интересоваться компаниями из IT- и телекоммуникационной сфер. Они намереваются реализовать все преимущества от покупки таких активов и введения их на рынок сферы безопасности, который по-прежнему остается сильно фрагментированным. Агентство Memoori прогнозирует 20-процентный рост годового объема консолидационных сделок в течение следующих пяти лет.

Сейчас объем консолидационных сделок в денежном выражении соответствует уровню в 95% от показателя 2008-2009 годов. Но так как отрасль снова начала привлекать частные инвестиции, объем средств, затрачиваемых компаниями на покупку новых активов, будет падать.

В фокусе -- отраслевые альянсы

С 2008 года количество учрежденных отраслевых альянсов и ассоциаций увеличилось вдвое: если два года назад их было 45, то сейчас внимательный обозреватель может насчитать 91 такую организацию. Больше всего их появилось в 2009 году -- тогда годовой рост их числа составил 75%.

До 2009 года большинство компаний объединялись в технологические альянсы, чтобы обеспечивать автоматическое взаимодействие производимого друг другом оборудования. Это могли быть либо схожие продукты (например, камеры), либо разные горизонтальные слои охранных систем (к примеру, системы видеоменеджмента и стороннее программное обеспечение для видеоаналитики).

Эти альянсы имели характерные признаки. Во-первых, большинство из них относилось к сектору видеонаблюдения. Во-вторых, их значительная доля была создана компаниями, работающими в сфере создания софтверных платформ, -- такими, как Milestone.

Так как в отрасли нет общих коммуникационных стандартов, такие альянсы необходимы, чтобы лучшие продукты получили возможность еще больше процветать.

Для компаний альтернатива заключения альянсов заключается в создании завершенных портфолио из продуктов, специально спроектированных для работы друг с другом. Такого подхода и придерживались основные поставщики охранного оборудования в течение многих лет. Для взаимодействия между устройствами использовались закрытые, недоступные для сторонних разработчиков протоколы.

Как бы то ни было, сегодняшнее требование конечных пользователей -- простое взаимное сопряжение систем без специальных трудозатрат по интеграции. Это касается не только сопряжения охранного оборудования различных вендоров, но и его подключения к другим слаботочным системам и решениям по автоматизации бизнес-процессов.

Миссия альянсов заключается в удовлетворении этих клиентских потребностей. Разработка открытых стандартов информационного обмена -- следующий шаг по извилистой тропинке конвергенции. Очевидно, что именно возросший спрос на интеграционные возможности привел в 2009 году к массовому образованию отраслевых альянсов.

Альянсы: несколько ключевых союзов 2010 года

В июне 2010 года компании 3VR и Arecont Vision заявили об образовании технологического альянса. В рамках программы SmartCam компания 3VR сертифицировала полный продуктный ряд мегапиксельных камер от Arecont Vision.  

Со своей стороны Arecont Vision заявила, что компания 3VR успешно прошла партнерскую сертификацию по программе MegLAB и получила сертификаты трех типов: по интеграции IP-камер, по интеграции функционала и по работе оборудования под высокой нагрузкой.

Для более глубокого дифференцирования продуктов внутри линейки могут быть использованы другие, более детальные программы сертификации. Например, если камера (или другое оконечное устройство) обладает какими-то нестандартными функциями.

Мегапиксельные сетевые камеры, в частности, могут по-разному работать с различными системами видеоменеджмента.

Стремление к повышению ценности своих продуктов стимулирует игроков рынка заключать альянсы с компаниями из других отраслей.  Хороший пример такого союза -- объявленное в июне стратегическое партнерство между британскими компаниями  CNL и ESRI.

Компания CNL поставляет программное обеспечение по управлению информацией в физической безопасности (PSIM-cистемы). ESRI -- разработчик софтверных решений, обеспечивающих инфраструктуру для геоинформационных систем и пространственного анализа.

Таким образом, технологический альянс позволит клиентам ESRI использовать услуги этой компании для объединения охранных решений на своих объектах по всему земному шару в единую глобальную систему. Клиенты CNL, в свою очередь, смогут повысить уровень связности между охранными системами на разных объектах.

НИОКР: работать вместе -- дешевле

Вероятно, слияния и поглощения с одной стороны и альянсы с другой станут основной движущей силой нового отраслевого процесса. Этот прогнозируемый тренд -- размытие специализаций по слоям архитектуры охранных систем.

Тем не менее, некоторые компании предпочитают развивать только собственные продуктные ряды. Пример такого вендора -- компания Axis Communications. Этот производитель самостоятельно разрабатывает продукты для всех слоев систем цифрового видеонаблюдения.

Кроме альянсов для взаимного дополнения портфолио существуют союзы,  учрежденные для совместных исследований и разработок, а также для совместного завоевания новых рынков. Они еще достаточно редки, но их количество растет. С другой стороны, альянсы возникают не только между поставщиками продуктов разных слоев для систем одного сегмента, но и между компаниями с разных вертикалей охранного рынка. Очевидно, что взаимодействие видеонаблюдения со СКУД и ОПС придаст дополнительную ценность этим системам. Опять же, это расширяет потенциальный рынок.

Что мы наблюдаем в сухом остатке? Три года назад производители в основном имели более или менее узкую специализацию по типу производимых продуктов. Например, на рынке видеонаблюдения были отдельные поставщики различных слоев решений: оборудования, софтверной платформы, прикладного ПО. Совмещение этих слоев было задачей интеграторов. Иногда крупные поставщики покупали компоненты у компаний, имеющих узкую специализацию. Теперь, с одной стороны, рынок консолидируется, и все больше компаний предлагают решение "всё-в-одном". С другой стороны, образуются альянсы, которые упрощают процесс интеграции и повышают гибкость поставляемых решений. Выигрывает в этом позитивном процессе в первую очередь конечный пользователь.

Алан Макхейл, Memoor
Перевод и обработка Ильи Заболотнова


Возврат к списку

 Подписаться на RSS-канал