![]() |
![]() |
||
Проект "Безопасный город" -- взгляд не со стороны![]() Настоящий, правильный "Безопасный город" позволил бы проверять исполнение статей городского бюджета, собирать данные о состоянии инженерных систем, делать многое другое. А еще он получал бы изображение и с тех камер видеонаблюдения, которые ставят у себя коммерческие фирмы. Почему же у нас нет таких "Безопасных городов"? У автора статьи -- свой ответ. На слуху во всех регионах один и тот же сленговый оборот -- "Безопасный город". Его интерпретации поначалу привлекают внимание, потом смешат, а потом вызывают исключительно раздражение. Это словосочетание поднимают на щит, в качестве лозунга или "собственного бренда", производители оборудования и программного обеспечения для систем безопасности. Причем удивляет не то, что это словосочетание применяют в качестве названия для создаваемых систем, а то, что эти создаваемые системы подаются в качестве "однозначно проверенных" с указанием большого списка внедрения: от Когалыма до Владивостока, включая не безызвестный Урюпинск и Торжок. На сайте производителей обычно появляются благодарственные письма от важных чиновников и градоначальников, полученные по результатам внедрения полновесных систем безопасности в рамках реализации проекта "Очередной безопасный город". Что это за проект и кому он нужен?Широту распространения он получил благодаря одному вопросу от В.В.Путина к представителям губернаторского сословия и членам Госсовета РФ 29.06.2007 в Ростове-на-Дону: "А у вас есть что-то подобное?" И начался гон. Другого слова просто нельзя применить к массе запросов руководителей различных территориальных образований всех уровней и сословий. Стандартный вопрос того времени: "Сколько стоит "Проект Безопасный Город?" И второй: "Кто его может реализовать?" Причем второй звучал гораздо реже, так как первый пространный ответ, а точный ответ и дать нельзя, вводил ответственных чиновников в некоторый ступор. При выходе из которого они кидались к другому более сговорчивому производителю или поставщику того или иного оборудования. И появлялись как грибы на территории России "Безопасные города" и... "Безопасные деревни", утыканные как бог на душу положил камерами различного типа и различных производителей, не говоря уже о типах видеорегистраторов разнообразного "калибра". И все это под брендом -- а-ля "Безопасный Город (районный центр, поселок, деревня)". Вот где разгулялись производители чего подешевле и попроще. Желаете "Безопасный город,... , деревня" -- пожалуйте. А на сайтах как медали стали появляться "отзывы" и "грамотные письмена". Вот только за что эти отзывы и почему они стали появляться?Есть требование, сформулированное в вопросе В.В.Путина?! Должен быть "адекватный" ответ на вопросы вышестоящего начальства, при его наличии. В вопросе В.В.Путина отсутствует упоминание о типе производителя, о структуре проекта, о способе реализации и тем более об оценке того, что Ему представили, а значит под эту сурдинку можно "ПОПИЛИТЬ" бюджет любого объема и уровня, списав все негативные отзывы, на опыт поставщиков программного обеспечения и оборудования, используя ссылки в Инете на реализованные "Безопасные хутора, и... перекрестки", рьяность и на желание обезопасить Граждан от всего, от чего можно защитить их самих! Главное найти, впоследствии, виновного в том, что эти системы не работают, а это оборудование не имеет такого, на удивление, долгого срока гарантии, как 1 год. Вот беда, опять подставили проектировщики, поставщики, криворукие монтажники. А мы белые и пушистые. И произойдет великая замена названий компаний -- генеральных поставщиков систем безопасности при чиновниках разнокалиберного уровня, главное в этой рокировке то, что центровые фамилии (учредители и тайные советники) и основные договоренности по финансовым потокам остались целы. А на остальное можно просто с улыбкой посмотреть и ... Не спросят, да и некому. Что вообще мы понимаем под термином "Безопасный город"?Лично я понимаю под этим термином "...длительную работу единого программного обеспечения и действующего под его управлением некого набора оборудования и систем, совместная работа которых позволяет контролировать оперативную обстановку на территории города, координировать работоспособность всех инженерных и иных систем, отвечающих за сбор и распределение информации по всем службам города, обеспечивающим не только онлайн мониторинг и глубокое архивирование, без права "редактирования", но и распределение данных по запросам разнообразных служб, городского и иного территориального масштаба, рассредоточенных по территории города и его окрестностей! Причем данные системы должны работать не один год! Предпочтительно без "ТЩАТЕЛЬНОГО" человеческого участия. Так сказать, должна быть реализована в реальности некая система, поставляющая "многократные" данные, (одними данными пользуются различные службы), с центрами архивирования распределенных по территориальному признаку, в виде ЦОД-ов (центров обработки данных), и распределенного виртуального центра мониторинга, с единым центром длительного и однозначного сохранения "Ценных" данных. Что мы обозначаем как "Ценные" данные?В названии проекта присутствует определение название объекта, на территории которого предполагается разворачивать ПАК (программно-аппаратный комплекс) -- город ... поселок, далее "поселение". Согласно определения типа локального поселения граждан, территориальные параметры могут сильно различаться друг от друга, но подробная карта территории должна быть. Причем на этой карте должны быть указаны все строения и объекты с привязкой к ГИС, для определения границ земельных участков, принадлежащих объектам, и с возможностью получения 100% достоверных данных о их собственнике. На карте должны быть отображены все трассы и магистрали инженерных сетей различного назначения, принадлежащих сервисным службам города и предприятий всех видов, с привязкой к собственнику. Все транспортные развязки и дороги всех типов и категорий должны быть указаны, нанесены на карту с возможностью определения зон ответственности и названия подразделения, отвечающего за содержание их в соответствующем состоянии. Все знаки, определяющие правила дорожного движения в поселении, должны быть нанесены на карту. Карта должна быть одна, но она должна иметь возможность поддержки многих слоев, когда потребитель может воспользоваться данными, расположенными на определенном слое карты, не создавая в то же самое время помех для других потребителей. Карту "поселения" используют для мониторинга передвижения всех транспортных средств, принадлежащих службам оперативного и сервисного обслуживания. Список владельцев, чьи транспортные средства попадают на обязательный мониторинг по передвижению, составляется исходя из принадлежности к определенной группе финансирования и от типа оформленной лицензии. Обязателен мониторинг всех транспортных средств, стоящих на балансе муниципальных и иных образований, МВД, МЧС и служб скорой помощи, дежурных ремонтных служб, сервисных служб города, ГБР ЧОП, а также всех транспортных средств, на которые оформлены лицензии на пассажирские и грузовые перевозки. Онлайн информация, поступающая от транспортных средств, позволяет доподлинно знать о его местонахождении и при надобности все данные и контакты собственника, а архивируемая информация позволяет после обработки получить разнообразные фактические данные. Итак мы рассмотрели только незначительную часть вопросов и способов использования карты и данных, нанесенных на карту, а также рассмотрели перечень транспортных средств, информация о местонахождении которых отображается на ней и впоследствии заносится в архив. Что дают эти данные, размещенные на карте и отображаемые на ней?Если все сделать именно так, как мы и описали, то поселение может собирать 100% налогов, связанных с объектами недвижимости и с занимаемой ими площади. Обеспечить однозначное исполнение требований лицензионных договоров, заключенных с пассажирскими перевозчиками. Позволит выполнять контроль за взятыми на себя обязательствами со стороны дорожных и оперативных служб, и тем более платить только за фактически выполненные работы, а не за мифические "ежемесячные и годовые" объемы. Сколько стоит "фактически" каждый метр вновь вводимых магистралей? И насколько выполненные работы по ремонту дорожного покрытия соответствуют отчету подрядных организаций? Сколько воды и средств списывает "...водоканал" на помывку дорог и полив насаждений? Сколько средств потратили дорожники на приобретение песка и реагентов и средств на обработку ими дорог? Сколько средств потрачено на уборку и вывоз снега и мусора? Куда вывозился мусор и снег? На платные полигоны, принадлежащие городу, или в зоны несанкционированного свала мусора, которые приходится убирать каждую весну, за счет средств "поселения"? Куда и по каким нуждам осуществляли перемещения транспортные средства, содержание которых ведется из различных бюджетных ресурсов поселения? Кому принадлежат земельные участки, отведенные под строительство различного назначения? Выполняются ли технологические нормы и требования при выполнении строительных работ? Все ли строительные материалы и оборудование было завезено "именно" на строительные объекты, которые финансируются из бюджета "поселения"? Количество социальных объектов, финансируемых из местного бюджета, напрямую зависит от величины "поселения". Но на этом различия заканчиваются. А вот размеры затрат на содержание этих объектов отличаются, и причем очень значительно, от того, что "реально исполняется". На содержание школ и детских садов, поликлиник, больниц и иных объектов социального назначения направляются значительные средства из бюджета поселения. Но при всей "скудности" бюджетов достаточно большой % уходит на обеспечение сохранности этих объектов, если конечно про это думают. Но именно для обеспечения сохранности всех социальных объектов поселения требуется создание ПЦН, к которым должны быть подключены охранные, пожарные и иные системы безопасности объектов социального назначения. Круглосуточный мониторинг обстановки на этих объектах позволит обеспечить длительную сохранность самих объектов и обеспечить их бесперебойную работу и функционирование, без привлечения дополнительных средств на восстановление и незапланированных затрат при выполнении ремонтных или восстановительных работ. Не говоря о сохранности жизни и здоровья граждан, которые пользуются услугами этих социальных объектов. Но сколько руководителей объектов такого назначения готовы предоставить "ВСЕ" данные о "реальных" формах и методах эксплуатации вверенных им объектов? Кто из них согласится с тем, чтобы их объекты, а тем более финансовые потоки, идущие из "внебюджетных" поступлений контролировались кем-то, кроме них самих? А инспектора контролирующих территориальных органов согласятся с тем, что из их "внебюджетных" поступлений просто исчезнут немалые суммы ежемесячных поступлений??? Мы уже упоминали о присутствии на единой карте инженерных сетей различного назначения. Но для реализации проекта присутствие данных о месте прохождения сетей и данные о собственнике каждой из них, является не основным предназначением. Главное -- это возможность получения технологических данных о состоянии самих сетей, и самое главное -- это данные о предоставлении требуемых технологических параметров для нормального функционирования систем жизнеобеспечения граждан, проживающих в "поселении". При критическом изменении некоторых параметров, в конкретной территориально обособленной зоне, увеличивается вероятность крупных аварий, с непредсказуемыми последствиями. Система сбора данных должна обеспечивать возможность сбора информации о текущих технологических параметров: давление и расход горячей и холодной воды на входе в домовых системах, температура воды контуров отопления и контура водоподготовки, так называемой системы подогрева горячего водоснабжения. Рабочие показатели системы электроснабжения дома, данные по системе газоснабжения. Данные, поступающие от систем охранной и пожарной сигнализации подвалов и чердаков, технологических помещений. Эксплуатационные показатели лифтовых систем. На основании этих данных, собираемых технологическими домовыми серверами и транслируемых в различные оперативные центры, согласно специфики данных, оперативные службы формируют "некие" объемы работ. Текущие показатели всех систем и ежедневные объемы работ различных служб дают исходные параметры для расчета ежемесячных затрат на содержание инженерных систем города. Все это дает "некие" данные, на основании которых граждане получают расчетные листы к оплате за коммунальные услуги. Кто из руководителей местных естественных эксплуатационных монополий согласится на создание такой контролирующей все эксплуатационные параметры распределенной системы, имеющей возможность передачи данных, в реальном масштабе времени, в центры мониторинга всего "поселения"? Кто из руководителей этих монополий согласится на то, что придется снижать тарифы, так как поставляемые системой данные в обязательном порядке приведут к судебным искам возврата средств за не предоставленные услуги? Кто из них даст разрешение на создание системы, которая будет контролировать результаты работ по ремонту и модернизации подвластных им систем? Бюджет города, количество жителей которого превышает значение 1 миллион жителей, может составлять от 37 до 333 миллиардов руб. и более (данные взяты из открытых источников). Значимость этих сумм может подавить сознание любого законопослушного гражданина РФ, если он представит, что примерно до 7% объявленных сумм, по данным контролирующих органов, может быть использовано под термином "неэффективное использование бюджетных средств". "Источник данных "Интернет-конференция Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина в компании "Гарант" (1 июля 2009 года)" "...в прошлом году Счетная палата выявила финансовые нарушения на сумму 94,6 миллиарда рублей, из них 6,3 -- это неэффективное использование бюджетных средств. Хотелось, чтобы в Бюджетном кодексе была прописана ответственность чиновников не только за нецелевое использование бюджетных средств, но и за неэффективное. Нецелевое использование бюджетных средств -- 2 миллиарда рублей. Мы вернули в бюджет 1 миллиард рублей, приостановлен ряд сделок, наказаны чиновники." Программно-аппаратный комплекс (ПАК) "Безопасный город" -- это информационная система, объединяющая поступающие и архивированные данные от разнообразных инженерных и иных систем, а также от оперативных и сервисных служб, обеспечивающих 100% достоверные данные о состоянии систем жизнеобеспечения города и действий городских служб. А также поставляющие данные по мониторингу городских транспортных средств различного подчинения и обстановки на городских объектах, подключенных к системе, на основании использования единого программного обеспечения. От выбора поставщика и разработчика этого единого программного обеспечения можно понять перспективы роста и развития самого ПАКа. Не говоря о том, что можно предположить и оценить будущие результаты от внедрения... Способы реализации аналогичных систем в настоящее время делятся на два типа: под эгидой МВД или МЧС. Выбор типа зависит от силы и влиятельности вышеупомянутых ведомств на руководство администрации в том или ином территориальном образовании РФ. Способы реализации мало друг от друга отличаются, главное в итоге получаем полностью закрытую систему, без всяких вышеупомянутых "систем двойных" данных. Бюджетные деньги потрачены, но как всегда практически без особой пользы. Жесткое ограничение списка потребителей собираемых данных и в качестве результата -- практическое отсутствие результатов от сбора самих данных, и в связи с этим отсутствие всякого желания у административного руководства территории развивать проект. На территории городов с количеством проживающих около 1 миллиона и более жителей можно найти от 20 000 до 100 000 и более видеокамер, которые используют хозяйствующие субъекты в собственных системах безопасности, а также и в иных целях. ПО ОБЫКНОВЕНИЮ эти камеры подключены к видеосерверам, отличающимся не только качеством и производителем, но и типом кодеков, с помощью которых обрабатывается видеоизображение от камер. Данные от этих систем по обыкновению нельзя использовать в единой системе, попытки были, но качественной реализации в итоги нет. Помимо установленных камер, также присутствует желание установить свои камеры у многих других коммерческих структур. Но как использовать все, что есть, и то, что собираются поставить -- но не на бюджетные средства? Их же нельзя "попилить...", "... а у нас у самих есть идея поставить их там, но пока денег нет. Но вот мы соберем бюджет..." и "попилим", то есть установим. Но это потом, а пока наступает самый интересный момент. Мы кажется нашли главную причину того, что проекты не стартуют и не развиваются, согласно нашего плана... Оказывается, у администрации города просто отсутствует официальная возможность в законодательной сфере обязать применять системы, которые впоследствии можно было бы без особых затрат объединить в единую систему. Это дает возможность, сославшись на отсутствие бюджета, отказаться от самой идеи запуска проекта "Безопасный город". Но что еще более удивительно, отсутствует и само желание это сделать. Такой вывод можно сделать по результатам анализа реализуемых в недалеком прошлом и настоящем проектов по системам безопасности. Информация стекается от технических специалистов, которые ведут эти проекты. На основании вышеизложенного можно с уверенностью сделать вывод:
Количество пунктов можно увеличивать до бесконечности, и каждый может это сделать самостоятельно... Можно использовать в качестве послесловия. "Разделяй и властвуй" -- принцип, который в настоящее время является основным на всей территории нашей страны, однозначно является определяющим во всех сферах жизнедеятельности. Его тотальное применение является единственной веской причиной отсутствия реализации хотя бы одного программно-аппаратного комплекса "Безопасный город". И когда вы вновь услышите из СМИ про очередной реализованный проект БГ, улыбнитесь, вспомните всё, что здесь написано, даже если Вас снимает скрытая камера. Автор: Сергей Светин Другие статьи этого автора: |
|||