![]() |
![]() |
||||||||||||
Большой Брат за круглым столом. Будет ли пересмотрено законодательство о спецсредствах?
10.11.2009
Один знакомый циник из бывших политтехнологов уверяет, что при Госдуме кормится секретная группа юристов, целенаправленно "минирующая" отечественное законодательство хитро продуманными формулировками. Поступает, мол, к ним законопроект с излишне четко обозначенными границами применимости и зонами ответственности -- а те, хитрецы, здесь подправят, тут подчистят -- глядишь, и вполне обыденные действия граждан уже можно квалифицировать "от двух до пяти". У нас нет, однако, оснований утверждать, что размытость и двусмысленность нормативной базы приносят выгоду кому-то определенному. Скорее, наоборот. Год назад заинтересовавшись проблемой так называемых "специальных технических средств", редакция Security News располагает массой сведений по коллегам, пострадавшим при попытках наладить сбыт "специальной" техники. При определенной сноровке заинтересованных органов такая попытка способна обеспечить торгующему целый набор проблем -- от увесистого штрафа до неба в клеточку (до трех лет). "Спецтехникой" еще с советских времен силовики называют разного рода устройства, применяемые в оперативно-розыскных целях для негласного съема информации. В руки простых смертных эти "шпионские игрушки" могут попасть только лишь под контролем представителей соответствующих ведомств, в обстановке строжайшей тайны и под расписку в получении/неразглашении. Процесс миниатюризации устройств, вполне закономерный с точки зрения технического прогресса, привел к тому, что спецтехника стала морально устаревать стремительными темпами. Некоторые из все еще используемых силовыми структурами СТС весьма бледно выглядят на фоне устройств, имеющихся в свободной продаже. Например, в Москве уже входят в моду авторучки со встроенными камерами и DVR. Пока -- в виде офисного баловства, но все еще впереди... Поскольку соперничество "открытой" техники со "специальной" наблюдается практически по всему спектру записывающих и передающих аудио- и видео устройств, возникает закономерный вопрос. Применение СТС жестко регламентировано, и ответственность за нарушение правил их оборота -- весьма серьезная. Каким же документом определяется та грань, за которой изделие считается "специальным"? Участникам нашего рынка хорошо знакомо одно правительственное постановление, касающееся ввоза-вывоза спецсредств. Вот фрагмент этого документа.
Под "лицензированием", судя по всему, здесь понимается безболезненное получение необходимых документов в установленные законом сроки в Центре Федеральной службы безопасности Российской Федерации по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны. В силу некоторых особенностей самого ведомства, процедура получения разрешения не отличается прозрачностью. Поэтому основная масса торгующих техсредствами безопасности организаций рассматривает приведенный в Постановлении список товаров как "черный" -- и всячески стремится не связываться со спецтехсредствами. Как показывает практика, с переменным успехом. Если верить списку, то спецтехникой буквально напичканы даже супермаркеты, торгующие бытовой электроникой. Внимательное прочтение казенного текста способно полностью свернуть башню не только специалисту по охранным системам, но и рядовому любителю современных гаджетов. "Фотокамера, закамуфлированная под бытовой предмет" -- то есть встроенная в обычный мобильник? Что означает "вынесенный орган управления" -- пульт ДУ соответствует этому определению, правда? В таком случае, любая бытовая видеокамера, снабженная опцией съемки фотоизображений и имеющая в комплекте ИК-дистанционку, может быть признана спецсредством. Что называется "визиром" фотокамеры? Детские воспоминания подсказывают: старичок-руководитель школьного фотокружка, кажется, называл этим словом обычный видоискатель. То есть, подавляющее большинство цифровых "мыльниц", для удешевления избавленных от оптических видоискателей, также является тайными шпионскими камерами, на ввоз и применение которых требуется специальное разрешение от сверхспециальных служб. А ноутбук со встроенным в крышку вебкамом и вовсе является частью "комплекса аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи". Как минимум с того момента, как вы поболтали в "скайпе" с подцепленным в социальной сети одноклассником, продемонстрировав, на кого похожи ваши детки и какую красивую люстру удалось присобачить на потолок в кухне. Как ни раскидывай карты, везде маячат разлука и казенный дом -- при условии, что силовики проявят принципиальность. Если, конечно, они вообще узнАют о том, что вы что-то подозрительное ввезли/вывезли/купили/продали. И здесь опасность подстерегает нас в самых неожиданных местах. Скажем, видеодомофон со встроенной камерой -- вроде бы можно. А саму эту камеру, даже на правах запчасти, -- нельзя категорически. Это для вас она антивандальная, а для ФСБ -- спецсредство. На необходимость пересмотра норм, перекочевавших в постановление из прошлого века, намекает не только устаревший лексикон. Поставив на контроль органов госбезопасности оборот спецсредств -- и заодно техники, которую при небольшой сноровке можно приравнять к таковым -- тогдашнее руководство страны, судя по всему, заботилось о сохранении монополии силовиков на оперативно-розыскную деятельность. Однако не обошлось и без побочных эффектов -- пользуясь невнятностью определений в руководящих документах, силовые ведомства стали практиковать уголовное преследование участников рынка техсредств безопасности. Характер кампании это, вроде как, не приобрело: проблемы стали возникать лишь у тех, кто по каким-либо причинам "впадал в немилость". Впрочем, это мнение самих пострадавших и, возможно, объективностью не отличается... Эксперты Ассоциации индустрии безопасности недавно подготовили справку по данной теме, в которой, в частности, утверждается: "Начиная со второй половины 2008 года резко повысилась активность по возбуждению уголовных дел в отношении игроков российского рынка технических средств безопасности. По практически одинаковым претензиям возбуждены уголовные дела в Сургуте, Краснодаре, Новосибирске, Иванове. Необходимо отметить, что данные уголовные дела касаются не только торговых компаний, но и установщиков и производителей изделий". Интересно, что в столице подобная практика практически отсутствует -- по крайней мере, так утверждают представители входящих в Ассоциацию компаний. То есть, "люди в сером" лютуют вроде как только в отдельных регионах. Но даже если это не тенденция, а лишь совокупность отдельных случаев, здоровья нашей отрасли подобная практика не прибавит. Давление, оказываемое силовиками на игроков рынка техсредств безопасности, по мнению специалистов, нарастает. И есть огромные сомнения, что эти действия способны привести к повышению уровня внутренней безопасности, к снижению преступности -- в общем, позитивно сыграть на показатели, которыми "самые главные" ведомства отчитываются перед теми, кто, по сути, их нанял на эту почетную работу. То есть перед рядовыми гражданами. Все это стало предметом проведенного в сентябре "круглого стола", центральным вопросом которого явилось "совершенствование действующего законодательства об обороте специальных технических средств". Заинтересованных организаций оказалось на удивление много -- в том числе из регионов. Несмотря на единство мнений о необходимости перемен, полной гармонии и взаимопонимания, по мнению ряда очевидцев, достичь все же не удалось.
Владимир Осипов, член экспертного совета при Комиссии по безопасности Московской городской думы, отметив, что повышенная активность по возбуждению уголовных дел в отношении игроков российского рынка технических средств безопасности наблюдается уже свыше года, охарактеризовал этот сектор так: "На российском рынке технических средств безопасности нет случайных людей, нет каких-то крупных магнатов вроде тех, что мелькают в телевизорах, нет и мощного иностранного капитала. Здесь присутствуют в основном те, кто пятнадцать лет назад начинал дело буквально по крупицам; половина из них -- выходцы из таких структур, как МВД и ФСБ. Рынок систем безопасности, что удивительно, ничего не просит -- ни кредитов, ни господдержки. Он молча шагает в ногу с органами охраны правопорядка, выполняя роль помощника". Лестный эпитет, возвышенный. Правда, с "помощником" этим, по мнению эксперта, органы не слишком церемонятся: применяя 214-е постановление на практике, "технические эксперты выдают заключения, которые ложатся в основу уголовных дел при продаже оборудования на внутреннем рынке". Оговорившись, что речь не идет о столице нашей Родины, Владимир Дмитриевич описывает типичный случай "залета" так: "Приходят в компанию представители, приобретают интересующий их предмет -- например, пожарный датчик со встроенной камерой. После чего проводится экспертиза, которая признает предмет специальным техническим средством. Экспертизу проводит, как правило, частная компания, подчеркиваю -- не государственная. И на основе такого заключения заводится уголовное дело!".
Утверждая, что описываемое явление стало уже по-настоящему массовым, Владимир Осипов продемонстрировал расхождения в экспертных оценках одних и тех же приборов разными организациями, осуществлявшими экспертизу. В "положительный" пример приводились:
Представив на выбор два варианта решения законодательной головоломки, эксперт обратил внимание на то, что наиболее эффективным решением радикального характера было бы полностью расстаться со вторым пунктом Постановления №214. "Технически частичным решением", согласно Владимиру Осипову, могли бы стать внесения правок в пункты 2а и 2б и полное удаление пункта 2в. Последнее является совершенно необходимым, поскольку под действие этого пункта подпадают все виды IP-видеонаблюдения, а также все системы, работающие по радиоканалу. Есть и альтернативный вариант: исключить технические средства охраны из понятия "специальное техническое средство". Сегодня отрасль безопасности устроило бы любое из решений, однако частичная корректировка потребует периодических пересмотров законодательства, чтобы буква закона поспевала за развитием технического прогресса. А организовать такой пересмотр весьма сложно -- впрочем, как отмечал Геннадий Гудков, очень многое здесь зависит, от позиции ведомств.
Решив отдать дань контексту общего разговора, докладчик на минуту прервал поток выкладок и отметил, что он "полностью согласен с теми предложениями, которые здесь прозвучали". При этом, судя по всему, был упущен тот факт, что выступавший перед докладчиком участник встречи озвучил несколько предложений на выбор -- полная отмена п.2 либо частичная с внесением правок в подпункты и т.д. Дело ясно, милиция согласна. Вице-шеф ГУВД лишь высказал недовольство тем, что "в настоящее время лица, привлекаемые за данное правонарушение, отделываются штрафом или условными сроками, даже будучи привлеченными к ответственности не в первый раз. Максимальное наказание в УК предусматривает лишение свободы на срок до трех лет, однако этот размер наказания никогда практически не применялся в судах." Редактируйте, мол, как хотите, а "вор должен сидеть" (это уже из кино, а не из стенограммы).
Возможно, эта цитата для кого-то из читателей Security News станет настоящим открытием. Алексей прав на все сто: технический язык точен в определениях и недвусмысленен в описаниях. В отличие от юридического и... хм... газетного.
Татьяна Анатольевна считает, что в подготовке изменений перечня спецсредств обязательно должна принять участие Ассоциация индустрии безопасности, а также эксперты Торгово-промышленной палаты -- "с тем, чтобы точка зрения тех, кто экспортирует и внедряет, была услышана". На уровне намерений это выглядит вполне конструктивно: участие регулируемой отрасли в коррекции регулирующего законодательства. Впрочем, дождемся воплощения высказанной точки зрения в реальность... В ту самую реальность, в которую вернул собравшихся не представившийся широкому кругу участников представитель ФСБ. Выступавший продемонстрировал готовность ведомства к тому, чтобы одобрить предлагаемые изменения в Постановлении №214 -- в части удаления термина PIN-HOLE, а также пункта, касающегося камер с повышенной светочувствительностью. Правда, несколькими минутами позже представитель уже утверждал, что "объективы PIN-HOLE -- достаточно дорогостоящие изделия и, действительно, кроме как для негласного получения информации, использоваться практически не могут". Видимо, даже после внесения коррективов потребуется некоторое время, чтобы все участники процесса регулирования оборота СТС привыкли к новым формулировкам. Несколько неожиданным выглядело то, как представитель ФСБ резюмировал свое выступление: "По большому счету, сегодня стирается грань между специальными и неспециальными техническими средствами". Что означает "стирание грани"? В том числе и то, что формулировки закона со временем вновь окажутся размытыми, и возможности давления на рынок у силовиков появятся вновь. Чтобы этого не произошло, создаваемый в настоящее время механизм "апдейта" законодательства, касающегося нашего рынка, должен стать постоянно действующим.
Еще одна странность, на которую обратил внимание Владимир Василенко, подтверждена другим экспертным заключением -- на этот раз Новосибирской Торгово-промышленной палаты. Оказывается, даже если предположить, что злополучный "извещатель охранный объемный и прочая" все-таки является спецсредством, то внутриэкономический оборот таких изделий вообще не регулируется никакими законодательными актами. То есть, область применения Постановления №214 -- исключительно внешнеэкономическая деятельность. И воспрепятствовать продажам изделий российского производства на территории России этот документ вообще не в силах! Несмотря на всю напряженность ситуации, возникшей в компании, Владимир не намерен опускать руки. И его предложение -- вести постоянно обновляемый список изделий, однозначно признаваемых специальными техническими средствами, -- позволит оградить многих участников рынка от рискованных шагов, пока законодательство не приведено в норму, а ведомства пользуются этим в своих либо чьих-либо интересах.
Собственно говоря, и так далее. Мы намеренно ушли от формата стенограммы, чтобы "круглый стол" не занял половину газетного выпуска. Приносим извинения всем участникам, выступления которых не были процитированы, а также тем, кто был упомянут вскользь. Всё сказанное, за очень малыми исключениями, было умно, уместно и правильно. Не особенно ударяясь в скепсис, Security News формулирует сухой остаток. В лаконичной форме списка.
Вместо послесловияПохоже, попавшие не так давно "в фавор" китайцы сделали свои выводы куда оперативнее: вскоре после проведения "круглого стола" в рассылках китайских интернет-торговцев всякого рода гаджетами прошел целый шквал предложений ультрадешевых pin-hole- и закамуфлированных под бытовые предметы камер. Не хочется верить, что кто-то "оттуда" подглядывал за описанным выше мероприятием. Скорее всего, в Поднебесной тоже понимают, что ограничениям, сдерживающим здоровое развитие российского рынка ТСБ, жить осталось не слишком долго. Security News, при участии Ассоциации Индустрии Безопасности |
|||||||||||||